Новер. Часть тебя наверняка знакома с Фрейзером, Проппом и тому подобной хуйнёй. В "Исторических корнях волшебной сказки" Пропп рассуждает о происхождении устного народного творчества в предположении, что одни и те же истории пересказывались из поколения в поколение, со временем обрастая новыми элементами, причём эти новые элементы в самом деле интуитивно нетрудно отделить от наиболее архаичных — во всяком случае мне так кажется. Причём Пропп рассуждает в основном о русской народной сказке, приводя при этом в пример исследования антропологов относительно современных племенных общин, у которых гораздо более выражены анималистические мотивы. При всей сомнительности многих идей Проппа, ключевое предположение довольно естественно — есть определённые архетипы, которые, вне зависимости от отношения к ним автора той или иной сказки когда-то образовались на какой-то более-менее "реальной" основе.
Подобные вопросы косвенно затрагиваются и метафизикой Юнга. Да и вообще, то и дело что-нибудь такое где-то проскакивает.
Так вот, наиболее важного и интересного с моей точки зрения я так и не увидел: когда же образовались основополагающие элементы русской сказки, т.е. Баба Яга, избушка, мотивы с путешествием в царство мёртвых и всё такое? Как выяснилось, происхождение тех или иных народов вообще чёткой теории на самом деле не имеет, но поначалу я думал, что вполне подойдут славяне времём Великого Переселения Народов. Ну а что, живут все маленькими общинами, вокруг леса да болота, многие ритуалы, называемые сегодня не очень умными людьми почти что пренебрежительно "примитивными верованиями" всё ещё являются важными для выживания общины. Когда пытаешься связать это явно родственными мотивами у близких, казалось бы, народов, понимаешь, что VII век это, похоже, маловато. Видимо, мотивы возникли ещё тогда, когда и ничего, похожего на русский язык-то не было. Наверное, речь идёт о дремучем времени ещё до рождения Христа. Но знакомишься с аккадским творчеством, которое, если вдуматься, охуеть старое — 2 тысячи лет до Христа, и становится понятно, что названные мотивы уже и для них "привычные и устоявшиеся" и настолько схожие с теми, на которые указывает Пропп, что естественнее объяснять это общими корнями, а не просто одной этимологией. А ведь они далеко не в лесах живут, у них уже города со стенами 5 метров толщиной.
Так о каком же времени вообще идёт речь? Тысячи лет назад? Десятки тысяч? Сотни, когда люди ещё в пещерах живут?