Вот я и вернулся домой, успев просидеть девять часов в самолёте рядом с русским японофилом восьмидесятого уровня, который до полёта общался на японском по телефону с девушкой (женой?), ел только палочками и пил только зелёный чай. Местный идеал, правда? Вот только сидел он всё время в наушниках, не подавая ни малейшего намёка на желание пообщаться. Полная противоположность перелёту "Москва - Токио" и семейной паре, которые учили меня делать оригами, пытались объяснить разницу между буддизмом и синтоизмом и дивились тридцати пяти градусным морозам России.
Ещё позже возвращаясь в свой уездный город П на потёртом поезде, нельзя не заметить, что в отличии от описанного выше персонажа простой русский народ оказался куда общительнее.
Встретившись с роднёй, собрались за столом со стряпнёй и привозным сакэ. Показал немного фотографий, раздал немногочисленные сувениры: магнитики с гейшами, статуэтку Манеки-неко и хентай мангу для друга, а ещё ту настойку, что я распивал в одиночестве в Большом Токио.
С понедельника вышел на работу и начал погружаться в серую обыденность и рутину. От этого всего мне снова стало грустно, как в один из последних дней пребывания в Японии.
Тогда в голове возникали идеи проложить маршрут где-то ещё, выйти из поезда на случайной станции, увидеть ещё что-нибудь неизведанное, но уже кажущееся родным, или просто устроить себе "For Relaxing Times, Make It Suntory Time"...
А сейчас я просто попытался описать поездку простыми ёмкими предложениями. Что-то "мелкое" оказалось для меня важным, а "большое" наоборот оказалось не значимым. Получилось следующее (порядок значения не имеет):
Бесконечно вежливые люди
Простой поезд с вентиляторами на потолке
Точность, пунктуальность и очередная порция извинений за всё же возможную задержку
Узкие улочки со столбами, обвешенными проводами и трансформаторами
Старенькие деревянные дома, окружённые деревьями
Листья гинко, чуть задетые осенью и начавшие желтеть
Вид на бескрайний океан из окна электропоезда
Монетка с отверстием по середине
Вдвойне бодрящая мороженка с маття
Журнальчик с мангой в метро
Деловой стиль взрослых и раскрепощённая молодежь
Две школьницы, играющие в лесбиянок
Верёвка из рисовой соломы
Мико в святилище, запрещающие себя фотографировать
Додзинси знакомого автора в магазинчике Акихабары
Метки с номерами вагонов на перроне
Корзинка с зонтами у входа в ресторанчик
Нельзя сказать, что Япония открылась предо мной. Уж слишком у неё высокий "порог вхождения", как минимум нужен японский и бОльший уровень коммуникабельности. Возможно, решающую роль сыграл бы бывалый попутчик, а может быть он показал лишь свою Японию. В любом случае в Азии сложно "стать своим".
Я могу сделать детальное сравнение Китай vs Япония, но не буду (это никому не интересно). В двух же словах в битве за звание лучший город Шанхай для меня всё равно остаётся на первом месте. Китай, который был первой страной моей заграничной поездки, сразу сразил сочетанием новейших технологий и глубокой старины. Япония же местами показалась лишь копией. Отсюда, кстати, моё весьма сухое отношение к буддийским храмам и токийским высоткам.
Однако, букет чувств и ощущений от Японии оказался намного насыщеннее. Не могу сказать точно, что на это повлияло. Может быть увлечение аниме и возможность побывать в некоторых местах, которые видел лишь на экране, может быть люди, с которыми хоть и не имел возможности сблизиться, но в отличии от китайцев были мне как-то роднее по духу.
Можно назвать меня безграмотным обывателем, который не готовился к поездке и вообще не пойми зачем поехал в Японию. Контраргументом могу высказать то, что, возможно, некоторые из вас, изучая язык, историю, культуру и что-либо ещё, и впервые приехав в страну увидят вовсе не те зарисовки, построенные в уме за время подготовки, и будут разочарованы. Мне же без высоких целей и требований было чуть проще.
"Ну, ты просадил кучу денег. Не жалко, что съездил в Японию?".
Если затронуть вопрос этого типа, то написание подобной простыни уже очень много значит. Подобное я делал лишь после самой первой самостоятельной поездки на Байкал. Правда такое сложно объяснить знакомым и посторонним, так что можно отделаться фразой: "Так отож, страна лучше всех."